Регистрация
Мы казаки! помогает объединению людей.

* * *
- Где казачьи писатели? Где казачья литература, если Вы считаете казаков нацией? – Спросил меня читатель. - Скажите, каковы три наиболее значительных её произведения? Ведь народ характеризуется, прежде всего, своим языком, а производное от языка - литература. Казацкий язык мне неизвестен. Но, может быть, этот народ проявил свою самость через создание романов и поэм? "Тихий Дон" упоминать не надо. Неизвестно, Шолохов ли его написал…
Вопросы резонные и не каждый найдёт ответ на них. Мы привыкли мыслить штампами. Если десятки раз прочитать у разных авторов, что принадлежность к народу определяется, прежде всего, языком, то и впрямь поверишь в то, что любой афроамериканец, выучивший русский язык, становится русским. Это подход космополита.
Я же считаю, что главное – генетика и характер, то, как воспринимает человек мир, как реагирует на события.
Народ не может характеризоваться, прежде всего, языком. Например, ирландцы говорят на английском языке, но считаются народом. Бельгийцы говорят на немецком, французском и голландском. Национальными языками Швейцарии считаются немецкий, французский, итальянский.
Многие нерусские люди говорят, пишут по-русски, но генетически к русскому народу не имеют отношения. И напротив, некоторые русские классики ряд своих произведений сочинили на иностранных языках. Алексей Толстой на французском написал два рассказа; Пушкин, Тютчев, Цветаева – некоторые стихи; Набоков в эмиграции писал по-английски. Но какое это имеет отношение к их русским генам?..
Часть казаков считает, что донской и кубанский диалекты – гутар и балачка, это самостоятельные языки. Однако я не пришла к однозначному выводу – есть ли у казаков свой язык.
Но существует ли определение, чем язык отличается от диалекта? Только тем, что у языка есть официальный статус и его изучают в школе? Значит, при желании любому диалекту можно присвоить статус языка?..
Язык тоже надо развивать, но если называть его диалектом, а правильной литературной речью считать русский язык, то диалект забудется.
Представьте, что русский язык называют деревенским диалектом, а правильным языком на территории России считают, например, белорусский. На нём издают журналы, книги, на нём говорят по телевидению. Что в таком случае останется от русского языка через десятилетия? Говорить на нём будут старики по деревням, а молодёжь перейдёт на белорусский. Как вам такой пример?..
Но язык, повторюсь, не главное. Есть национальный менталитет, который отражается, в том числе, в фольклоре. Сейчас полноценная казачья литература это старинные песни, пословицы, в них отражена душа народа, то, как он воспринимает жизнь. На эту тему у меня есть исследование «Добрая война, воля и смерть в казачьем Слове» https://www.proza.ru/2015/02/14/1678 . Казачья классика всё-таки существует, это народные песни.
Но где же казачьи писатели?
Казакам веками внушали, что они – сословие. Поэтому талантливые представители этого народа, получавшие образование в российских школах, писали от имени русского народа. Я назову современных творческих людей, которые могли бы составить казачью литературу. Это прозаики Юрий Сергеев, Денис Гуцко, Андрей Белянин и, к сожалению, ушедший из жизни, Вячеслав Дёгтев. Поэт Валерий Латынин, поэтесса Диана Кан – их предки - донские казаки, покойные поэты Юрий Кузнецов и Иван Варавва – кубанские казаки, поэты Валентин Сорокин и Игорь Тюленев – уральские казаки, у Германа Садулаева наряду с чеченцами предки - терские казаки.
В 20-40-е годы - Павел Васильев, Владимир Маяковский, Максимилиан Волошин, Сергей Марков. Все имена сразу трудно найти.
Конечно, эти замечательные люди смогли состояться как авторы, их имена остались в истории, а творения обогатили отечественную и мировую культуру.
Многие из ныне живущих писателей, упомянутых мной, думаю, готовы заявить, что всем довольны. Книги, премии, читательская любовь. Но в их биографиях мы видим только определения «российский писатель» или «советский».
…Это таланты, украденные судьбой у казачьего народа. Так пессимистично я и хотела назвать статью «Украденные таланты», но недавно узнала, что в Союзе писателей России создана секция казачьей литературы. Может быть, недалеко и до Казачьего союза писателей, как есть свои писательские союзы у чеченцев и дагестанцев, у якутов, карелов, адыгейцев и других более-менее многочисленных народов нашей страны.
Со временем критика выстроит иерархию казачьей литературы, систематизирует её и представит как цельное явление…

- Маяковский – казачий поэт?! – Ужаснулся мой читатель.
- Конечно, не казачий. Он советский поэт и патриот. Потому что таковы были исторические обстоятельства, образование, среда, в которую он попал. Но Маяковский в иных реалиях мог бы творить иначе.
Наверное, смутно он слышал голос крови, но всё, что окружало этого человека, не располагало к национальному становлению. Тем не менее, он счёл необходимым проинформировать читателей в стихотворении вполне великодержавном:
Три разных истока во мне речевых.
Я не из кацапов-разинь.
Я — дедом казак,
другим — сечевик,
а по рожденью грузин. («Юношеству» 1927 год).
Когда Маяковский ринулся в революционную борьбу, то пришлось выбирать между нацией и идеей. Кто тогда не предавал свою нацию ради идеи…
В автобиографии Маяковского читаем: «Появилось слово «прокламация». Прокламации вешали грузины. Грузинов вешали казаки. Мои товарищи - грузины. Я стал ненавидеть казаков». «Казаки лупили нагайками меня со всеми. Это было первое мое крещение, как революционера и агитатора».
Тем не менее, во время Первой мировой войны Маяковский зарабатывал ура-патриотическими подписями к лубочным плакатам.
* * *
Выезжал казак за Прут.
Видит – немцы прут да прут.
Масса немцев пеших, конных
Едут с пушками в вагонах,
Да казаки на опушке
Раскидали немцам пушки.
И под лих казачий гомон
Вражий поезд был изломан!
И т.д. (1914 год)

Но после революции Новочеркасск он рисует так:
* * *
… А за собором
средь сора и дерьма,
эдакой медной гирей,
стоит казак,
казак Ермак,
Ермак -
покоритель Сибири.
Ермак не один:
из ночи и льдин
встает генерал Каледин.
За ним другие.
Из снега и тумана,
из старого времени клятого
скачут по улице,
по улице атамана
Платова.
Мчит на рысях
окраса Расеева!
С-под шапок свисают пряди.
Може, едет и дед Асеева,
може, и мой прадед.
Из веков
испокон,
будто снова
в огонь,
под бубны
и тулумбасы -
трется конь о конь,
золотится погон,
и желтеют
на ляжках
лампасы. (1928 год)
Не давала Маяковскому покоя память о предках. И даже в Новочеркасске рисовал он казаков не донских с красными лампасами, а кубанцев – с желтыми.
Кажется, знал он настоящую цену казакам, но национальную гордость стремился подавить с помощью «революционной сознательности». Убил в себе казака прежде смерти.

Сейчас где-то начинают свой творческий путь молодые писатели-казаки. Пока что безвестные, но мечтающие о признании, о публикациях, о победах на конкурсах. Большинство из них не придаёт значения своему происхождению, а если упоминает о нём, то вскользь, как о сословии потомственных пограничников.
Но что если такой писатель станет декларировать преданность казачьей нации, говорить в интервью о её интересах, поддерживать её политические цели?
Возможно, ни либералы-космополиты, ни патриоты-евразийцы не поймут и не поддержат чужака. Но это не значит, что такой талант исчезнет бесследно. Казаки, даже бунтуя, всегда могли заставить Империю заметить их. Для этого нужно было просто оставаться собой и гнуть свою линию. Поневоле, с зубовным скрежетом вносили московские летописцы имена бунтарей в историю.
Не бойтесь быть казачьими писателями. Конечно, великая русская культура – большой соблазн, она может приблизить к трону, дать славу верных слуг очередного «царя-батюшки», но к лицу ли казакам терять собственное лицо, адаптируясь к запросам официальной идеологии – интернациональной, в наши дни неосоветской?
У казачьей нации должна сформироваться духовно независимая современная литература.
Не застыть, как происходит сейчас с русской литературой, боящейся окрика сверху, а развиваться.
Казачья литература – не узкие рамки, где только шашка, нагайка, степь да верный конь. Современность подсказывает новые сюжеты, дарит новые образы, демонстрирует социальные и межнациональные конфликты. Меняются люди, законы, страны - всё это надо осваивать, исследовать литератору.
И не обязательно казаку писать только о казаках, можно быть авангардистом, экспериментатором, но свободным, гордым, мужественным человеком, достойным своих предков.
Не служить, не кланяться, не продавать своё Слово и совесть.

#Струкова #казаки #литература